Независимое издание от Кремля

Татфондбанк объявил добропорядочных заемщиков должниками

07.06.2017

Кредитные истории порядка 20 тысяч клиентов Татфондбанка оказались испорченными. Как выяснилось, добросовестным плательщикам не зачли их взносы по кредитам, уплаченные в период наложенного на банковские операции моратория. АСВ обещает решить проблему.
Как пишет РБК, заемщики честно платили взносы, когда в Татфондбанке уже работала временная администрация, но за ними все равно значится просрочка.

Эту информации РБК подтвердили в Агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти «дух закона» и учесть данные погашения», — сообщил глава АСВ Юрий Исаев. 

Без вины неплательщик 

По словам банкиров и юристов, тот факт, что в период моратория платежи по кредитам не были зачтены, противоречит не только духу, но и букве закона. Они объясняют, что при введении моратория на расчеты с кредитора замораживаются все платежи на дату введения моратория. Платежи же, которые поступили в погашение кредитов, банк должен исполнять. По словам источников РБК, с порчей кредитной истории столкнулись порядка 20 тыс. заемщиков Татфондбанка. Собеседники РБК не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке. 
В АСВ цифры источников РБК комментировать не стали. Отказались от комментариев и два крупнейших бюро кредитных историй: «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). 

Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют. По их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, ведь речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев. «Но в данном случае важен сам факт того, что это произошло», — говорит один из собеседников РБК. 

Последствия для «неплательщиков» 

Как пояснила директор юридического департамента Объединенного бюро кредитных историй Виктория Белых, в зависимости от учетной политики банк может относиться к одноразовым просрочкам, которые возникли в середине кредитной линии, двумя способами. Первый — это когда банк при поступлении новых средств от должника погашает самую раннюю его невыплату. Таким образом, просрочка ежемесячно будет переноситься, и если месячный платеж был просрочен единожды, то просрочка не составит более 30 дней. Второй путь — это зафиксировать дату просрочки и отсчитывать от нее срок. Если у заемщика была одна ежемесячная просрочка полгода назад, то его просрочка составит 180 дней. 
По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, обычно банки предпочитают второй способ. Если у заемщика была разовая просрочка, но кредит он потом все-таки погасил, эта информация все равно будет обозначена в кредитной истории, говорит он. 

При получении нового кредита у заемщиков могут возникнуть проблемы, говорят представители бюро кредитных историй. «Если он снова обратится за кредитом, то банки могут обратить на это внимание и предложить менее выгодные условия — более высокую ставку и меньший лимит, если это кредитная карта», — отмечает Волков. 

«180 дней — это серьезная просрочка, и банки будут обращать на нее внимание при выдаче кредита. Из-за чего условия могут заметно ухудшиться или же вообще кредитная организация может ответить отказом, если у нее низкий аппетит к риску», — соглашается Виктория Белых. Таким образом, в худшем случае клиент потеряет доступ к заемным средствам. 

Сбой без причины? 

Причины произошедшего в АСВ не называют. Банк России не ответил на запрос РБК о ситуации с испорченными кредитными историями розничных заемщиков Татфондбанка. 

Эта ситуация похожа на сбой, который породил вход временной администрации, который вызывает обычно изменение многих процессов в банке, говорит руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) Кирилл Лукашук. 

По мнению ряда участников рынка, сбой мог быть порожден масштабом розничного кредитного портфеля Татфондбанка и, как ни парадоксально, в целом неплохим качеством обслуживания его розничного кредитного портфеля. У прочих крупных страховых случаев (таковым является отзыв у банка лицензии, масштаб определяется по объему вкладов) в последнее время не было такого объема розничных кредитов, по которым люди еще и желали бы активно платить, указывает один из собеседников РБК, добавляя, что часто при возникновении у банка проблем заемщики, напротив, прекращают обслуживать свои долги. «Не исключено, что временная администрация просто оказалась к этому не готова», — предположил он. 

Банк России ввел временную администрацию во второй по величине банк в Республике Татарстан 15 декабря 2016 года, однако традиционно проблемы со свободными денежными средствами у банка начались ранее. Так, еще до введения моратория банк признался, что он начал испытывать сложности с ликвидностью еще с декабря, когда появились публикации в СМИ о возможной санации кредитной организации. 

Согласно закону мораторий вводится не более чем на три месяца, однако Банк России не смог вовремя решить судьбу банка и сделал исключение, продлив мораторий до полугода. 3 марта регулятор все ж принял решение отозвать лицензию у банка, несмотря на большой объем вкладов граждан (более 70 млрд руб.) и социальную значимость банка для своего региона. Выплаты вкладчикам банка были оценены более чем в 57 млрд руб. Розничных кредитов банк выдал почти на 19 млрд руб. 

Что делать заемщикам​

Для оспаривания информации в кредитной истории заемщик может напрямую обратиться к конкурсному управляющему банка и попросить исправить информацию, передаваемую в бюро кредитных историй, говорит Белых. 

Так как связаться напрямую с кредитной организацией, находящейся в процессе банкротства, бывает затруднительно, заемщик может обратиться в БКИ с заявлением об оспаривании некорректной информации в кредитной истории, предлагает Белых способ решения проблемы. «При этом нужно учитывать, что БКИ не может вносить самостоятельных изменений в кредитную историю. В установленном законом порядке бюро направит в адрес конкурсного управляющего претензию, по результату рассмотрения которой в кредитную историю заемщика будут внесены изменения или предоставлен мотивированный отказ. Об ответе или его отсутствии бюро сообщит заемщику в течение 30 дней», — поясняет Белых порядок работы бюро с такими ситуациями.

Когда АСВ занято банкротством банка или его ликвидацией, силы организации ограничены, в результате информация в бюро кредитных историй нередко "застревает". Сейчас в АСВ готовятся разрешить сложившуюся ситуацию. Агентство начало разработку IT-модуля, который позволит оперативно перечислять средства заемщиков в счет погашения кредитов и процентов, а также поставлять оперативную информацию. Правда, в официальном комментарии АСВ нет ни слова о том, когда этот модуль начнет действовать.



24.04.2018: Эвакуация боевиков из Восточного Каламуна продолжается
Процесс эвакуации третьей партии террористов вместе с членами их семей из Восточного Каламуна, района, расположенного в сельской местности провинции Дамаск, на север Сирии начался накануне во второй половине дня в рамках подготовки к объявлению этого района свободным от терроризма.
24.04.2018: В Канаде рассказали, чем займется рабочая группа G7 по России
По словам главы МИД Канады Христи Фриланд, чья страна председательствует в «Большой семерке», рабочая группа будет заниматься «защитой демократии от дезинформации» со стороны Москвы, сообщает «РИА Новости».
24.04.2018: Боевики ИГИЛ предупредили избирателей в Ираке, что они являются их мишенью
«Исламское государство» заявило, что будет атаковать избирательные участки в Ираке во время парламентских выборов в следующем месяце, и что любой, кто придет в день голосования, будет считаться неверным.
24.04.2018: В Сирии продолжается операция против боевиков в пригороде Дамаска
В Сирии продолжается операция правительственной армии и проправительственных сил против террористических группировок, чьи позиции находятся на юге Дамаска.
24.04.2018: Босния отказала Анкаре в выдаче турецкого гражданина
Суд в Боснии отклонил просьбу Турции о выдаче турецкого гражданина, подозреваемого в участии неудачном государственном перевороте в 2016 году.
23.04.2018: В Архангельской области приняли меры к защите девственных лесов
19 апреля 2018 года арендующие участки на территории междуречья Северной Двины и Пинеги лица и природоохранные организации (Всемирный фонд природы РФ, Гринпис РФ) заключили двустороннее соглашение в правительстве Архангельской области.
23.04.2018: Сеул приостанавливает пропагандистское вещание на границе с КНДР
Республика Корея (РК) объявила, что приостановит пропагандистское вещание через громкоговорители на своей границе со своим северокорейским соседом до решающих встреч на высшем уровне, в которых лидер КНДР встретится с президентами РК Мун Чжэ Ином и из США Дональдом  Трампом.
23.04.2018: Эрдоган назвал США главной угрозой Турции в Сирии
Турецкий лидер Эрдоган припомнил Вашингтону о том, что Соединенные Штаты прислали 5 тыс. грузовых машин и 2 тыс. своих самолетов с вооружениями сирийским курдам из «Отрядов народной самообороны» (YPG), и они могут быть применены против турецких войск.
23.04.2018: В Сирии продолжается эвакуация боевиков и их семей из района Восточный Каламун
Автобусы с боевиками «Джейш аль-Ислам» и их семьями, эвакуируют в Джераблус у границы Сирии и Турции после того, как они покинули ряд населенных пунктов в Восточном Каламуне.
23.04.2018: Французский президент призвал союзников остаться в Сирии
По мнению французского президента Эммануэля Макрона, США, Франция и все союзники по коалиции не имеют права покидать Сирию, чтобы положить конец конфликту, а должны поспособствовать построению «новой Сирии», хотя Дамаск называет присутствие войск коалиции на своей территории агрессией.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика