Независимое издание от Кремля

Татфондбанк объявил добропорядочных заемщиков должниками

07.06.2017

Кредитные истории порядка 20 тысяч клиентов Татфондбанка оказались испорченными. Как выяснилось, добросовестным плательщикам не зачли их взносы по кредитам, уплаченные в период наложенного на банковские операции моратория. АСВ обещает решить проблему.
Как пишет РБК, заемщики честно платили взносы, когда в Татфондбанке уже работала временная администрация, но за ними все равно значится просрочка.

Эту информации РБК подтвердили в Агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти «дух закона» и учесть данные погашения», — сообщил глава АСВ Юрий Исаев. 

Без вины неплательщик 

По словам банкиров и юристов, тот факт, что в период моратория платежи по кредитам не были зачтены, противоречит не только духу, но и букве закона. Они объясняют, что при введении моратория на расчеты с кредитора замораживаются все платежи на дату введения моратория. Платежи же, которые поступили в погашение кредитов, банк должен исполнять. По словам источников РБК, с порчей кредитной истории столкнулись порядка 20 тыс. заемщиков Татфондбанка. Собеседники РБК не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке. 
В АСВ цифры источников РБК комментировать не стали. Отказались от комментариев и два крупнейших бюро кредитных историй: «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). 

Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют. По их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, ведь речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев. «Но в данном случае важен сам факт того, что это произошло», — говорит один из собеседников РБК. 

Последствия для «неплательщиков» 

Как пояснила директор юридического департамента Объединенного бюро кредитных историй Виктория Белых, в зависимости от учетной политики банк может относиться к одноразовым просрочкам, которые возникли в середине кредитной линии, двумя способами. Первый — это когда банк при поступлении новых средств от должника погашает самую раннюю его невыплату. Таким образом, просрочка ежемесячно будет переноситься, и если месячный платеж был просрочен единожды, то просрочка не составит более 30 дней. Второй путь — это зафиксировать дату просрочки и отсчитывать от нее срок. Если у заемщика была одна ежемесячная просрочка полгода назад, то его просрочка составит 180 дней. 
По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, обычно банки предпочитают второй способ. Если у заемщика была разовая просрочка, но кредит он потом все-таки погасил, эта информация все равно будет обозначена в кредитной истории, говорит он. 

При получении нового кредита у заемщиков могут возникнуть проблемы, говорят представители бюро кредитных историй. «Если он снова обратится за кредитом, то банки могут обратить на это внимание и предложить менее выгодные условия — более высокую ставку и меньший лимит, если это кредитная карта», — отмечает Волков. 

«180 дней — это серьезная просрочка, и банки будут обращать на нее внимание при выдаче кредита. Из-за чего условия могут заметно ухудшиться или же вообще кредитная организация может ответить отказом, если у нее низкий аппетит к риску», — соглашается Виктория Белых. Таким образом, в худшем случае клиент потеряет доступ к заемным средствам. 

Сбой без причины? 

Причины произошедшего в АСВ не называют. Банк России не ответил на запрос РБК о ситуации с испорченными кредитными историями розничных заемщиков Татфондбанка. 

Эта ситуация похожа на сбой, который породил вход временной администрации, который вызывает обычно изменение многих процессов в банке, говорит руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) Кирилл Лукашук. 

По мнению ряда участников рынка, сбой мог быть порожден масштабом розничного кредитного портфеля Татфондбанка и, как ни парадоксально, в целом неплохим качеством обслуживания его розничного кредитного портфеля. У прочих крупных страховых случаев (таковым является отзыв у банка лицензии, масштаб определяется по объему вкладов) в последнее время не было такого объема розничных кредитов, по которым люди еще и желали бы активно платить, указывает один из собеседников РБК, добавляя, что часто при возникновении у банка проблем заемщики, напротив, прекращают обслуживать свои долги. «Не исключено, что временная администрация просто оказалась к этому не готова», — предположил он. 

Банк России ввел временную администрацию во второй по величине банк в Республике Татарстан 15 декабря 2016 года, однако традиционно проблемы со свободными денежными средствами у банка начались ранее. Так, еще до введения моратория банк признался, что он начал испытывать сложности с ликвидностью еще с декабря, когда появились публикации в СМИ о возможной санации кредитной организации. 

Согласно закону мораторий вводится не более чем на три месяца, однако Банк России не смог вовремя решить судьбу банка и сделал исключение, продлив мораторий до полугода. 3 марта регулятор все ж принял решение отозвать лицензию у банка, несмотря на большой объем вкладов граждан (более 70 млрд руб.) и социальную значимость банка для своего региона. Выплаты вкладчикам банка были оценены более чем в 57 млрд руб. Розничных кредитов банк выдал почти на 19 млрд руб. 

Что делать заемщикам​

Для оспаривания информации в кредитной истории заемщик может напрямую обратиться к конкурсному управляющему банка и попросить исправить информацию, передаваемую в бюро кредитных историй, говорит Белых. 

Так как связаться напрямую с кредитной организацией, находящейся в процессе банкротства, бывает затруднительно, заемщик может обратиться в БКИ с заявлением об оспаривании некорректной информации в кредитной истории, предлагает Белых способ решения проблемы. «При этом нужно учитывать, что БКИ не может вносить самостоятельных изменений в кредитную историю. В установленном законом порядке бюро направит в адрес конкурсного управляющего претензию, по результату рассмотрения которой в кредитную историю заемщика будут внесены изменения или предоставлен мотивированный отказ. Об ответе или его отсутствии бюро сообщит заемщику в течение 30 дней», — поясняет Белых порядок работы бюро с такими ситуациями.

Когда АСВ занято банкротством банка или его ликвидацией, силы организации ограничены, в результате информация в бюро кредитных историй нередко "застревает". Сейчас в АСВ готовятся разрешить сложившуюся ситуацию. Агентство начало разработку IT-модуля, который позволит оперативно перечислять средства заемщиков в счет погашения кредитов и процентов, а также поставлять оперативную информацию. Правда, в официальном комментарии АСВ нет ни слова о том, когда этот модуль начнет действовать.



23.02.2019: ООН готова оказать продовольственную помощь Северной Корее
Северная Корея обратилась к ООН за гуманитарной помощью в условиях нехватки продовольствия. Пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил накануне, что в текущем году КНДР испытывает нехватку 1,4 миллиона тонн продовольствия. ООН продолжает поддерживать контакты с Пхеньяном, чтобы «своевременно реагировать на гуманитарные потребности», - сказал Дюжаррик.
23.02.2019: Минсельхоз США выделил фермерам $7,7 млрд на противодействие последствиям торговой войны
Минсельхоз США выделило фермерам в общей сложности $7,7 млрд. в целях противодействия негативным последствиям ответных тарифов, вызванных торговой войной президента Д. Трампа, которая привела к снижению цен и снижению прибыли, пишет агентство Рейтер.
23.02.2019: Сербия готова экспортировать пшеницу в Египет
Правительство Египта, крупнейшего в мире импортера пшеницы, объявило на этой неделе тендер на закупку 60 000 тонн пшеницы, и Сербия впервые появилась среди стран, которые имеют право подать заявку на тендер.
23.02.2019: МОМ: 8629 мигрантов добрались до Европы с начала года, 221 погиб
Международная организация по миграции (МОМ) информирует, что 8 629 мигрантов добрались до европейских берегов до 20 февраля, 221 мигрант, пытавшиеся добраться по маршрутам в Средиземноморье, погибли.
23.02.2019: Более 40 грузовиков с мирными жителями покинули последний бастион ИГИЛ
Перед, возможно, решительным наступлением на последний оплот Исламского Государства* (ИГИЛ) в восточной части Сирии, накануне из населенного пункта Багуз было вывезено множество людей.
22.02.2019: Ведущие представители молдавской оппозиции заявили, что их отравили перед выборами
По сообщению агентства «Рейтер», двое лидеров оппозиции обвинили власти Молдовы в том, что они отравили их за несколько дней до парламентских выборов в стране.
22.02.2019: В Греции из-за запланированных мер экономии демонстранты ворвались в здание Минфина
Часть сотрудников POE-OTA, недовольных объявленными мерами жесткой экономии и условиями труда для определенной категории работников, ворвались накануне в министерство финансов Греции.
22.02.2019: Правительство Орбана приняло 300 беженцев из Венесуэлы
Венгерское правое популистское правительство премьер-министра Виктора Орбана приняло 300 беженцев из Венесуэлы. Об этом сообщает интернет-портал Index.hu.
22.02.2019: Тысячи протестующих в Каталонии выступили против суда над своими лидерами
Тысячи людей вышли на улицы в этот четверг в Каталонии, чтобы выразить протест против судебного процесса над лидерами испанского региона, попытавшимся добиться независимости региона в 2017 году.
22.02.2019: Иран проведет военно-морские учения в Персидском заливе
ВМС Ирана планируют проведение трехдневных военных маневров с ракетными испытаниями в Персидском заливе. По словам командующего иранских ВМС Хосейна Ханзади, маневры, которые пройдут от Ормузского пролива до Оманского залива, пройдут в пятницу.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика