Независимое издание от Кремля

Из российской гражданской авиации разлетаются кадры

09.06.2017

Летчики все чаще предпочитают азиатские авиакомпании российским. Только за последние 2,5 года более 300 опытных пилотов из России уехали на работу в Азию.
Основной причиной и в самой гражданской авиации, и в федеральном министерстве транспорта считают большую разницу в зарплатах у пилотов российских и зарубежных компаний, которая особенно заметно на фоне ослабшего курса рубля.

Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов. 

Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов". Утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа". 

Уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах. 

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек. Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек. Заказать курсовую работу тут можно для того, чтобы получить хорошую профессию и стать востребованным на рынке труда. Курсовая на заказ сэкономит время.

Источник в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше". 

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили. 

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа". 

Минтранс РФ подвердил утечку кадров, но считает, что масштаб проблемы гораздо меньше, а виноват в оттоке специалистов курс доллара. Сейчас министерство и Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта вместе ищут варианты решения проблемы и способы сделать работу на родине более привлекательной для российских летчиков. Но пока все эти меры сводятся к созданию бюрократических препон для летчиков, желающих работать за границей. Например, чиновники не хотят подтверждать иностранным компаниям лицензии пилотов, ссылаясь на закон о персональных данных. По мнению экспертов, российским авиаперевозчикам следует или смириться с утечкой опытных кадров или начать действительно поднимать зарплаты. Хотя возможно, именно для покрытия недостатка в кадрах и было принято решение нанимать для работы в России пилотов-иностранцев.

Related articles:



18.06.2018: Сирийские СМИ обвиняют США в бомбардировке военных позиций на востоке
Государственные СМИ Сирии, ссылаясь на военные источники, заявили, что их военные позиции на востоке Сирии были атакованы авиацией коалиции, возглавляемой США.
18.06.2018: Землетрясение в Японии унесло жизнь трех человек
По сообщениям японских СМИ, землетрясение магнитудой 6,1 по шкале Рихтера произошло в провинции Осака, крупнейшем мегаполисе Японии. В результате сейсмической активности погибло 3 человека, остановлена работа крупных заводов.
18.06.2018: Албания передала Черногории подозреваемого в убийстве украинки Анастасии Лашмановой
Арсений Станович, которого черногорская полиция разыскивала с 13 мая, когда безжизненное тело украинки Анастасии Лашмановой было обнаружено в квартире города Котор, был арестован в Албании и доставлен в Государственную прокуратуру в Подгорице, сообщает Vijesti и Danas.
18.06.2018: ФРГ не планирует проводить встречу с представителями трех стран ЕС по поводу миграции
Канцлер ФРГ Ангела Меркель не планирует проводить специальную встречу с представителями ряда других стран ЕС, которые, как и ФРГ, переживают кризис с мигрантами.
18.06.2018: «Талибан» не продлил перемирие с афганским правительством
Афганские мятежники группировки «Талибан» накануне распространили заявление, в котором говорится о том, что они не намерены продлевать соглашение о перемирии с войсками афганского правительства, передает телеканал «Tolo News».
16.06.2018: Россельхознадзор разрешит 3 белорусским молочным компаниям поставлять продукцию в РФ
С 17 июня трём белорусским производителем молочной продукции разрешаются поставки товара в Российскую Федерацию, - сообщает Россельхознадзор.
16.06.2018: Испания спасла более 900 лодочных мигрантов в Средиземном море в 2018 году
Как сообщает официальный Twitter аккаунт береговой охраны Испании, их ведомство за 2018 год спасло 933 беженца в акватории Средиземного моря. Испания ведёт подготовку к прибытию судна Aquarius, на котором находятся беженцы из Ливии.
16.06.2018: Авиация Саудовской Аравии разбомбила йеменские провинции
Авиация коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией совершила налёты на йеменские провинции Ходейда и Саада, причинив серьезный ущерб инфраструктуре и личному имуществу йеменских граждан.
16.06.2018: Сирийская армия и Хезболла, игнорируя угрозы США, готовят операцию на юге Сирии
Сирийская армия и «Хезболла», игнорирую угрозы США, ведут приготовления к запуску второй этапа своих антитеррористических операций на юге Сирии.
16.06.2018: Германия не сможет выделить 2% ВВП страны на расходы НАТО
Канцлер ФРГ Ангела Меркель в пятницу сообщила, что ее страна увеличит расходы на оборону, но к 2025 году она не сможет выделить два процента валового внутреннего продукта (ВВП) для расходов НАТО.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика