Независимое издание от Кремля

Мост на Сахалин обойдется федеральной казне в 3,5 раза дороже крымского

16.05.2018

Превратить Сахалин в полуостров, построив мост, встанет в 540,3 млрд рублей, не считая 90 млрд на модернизацию железнодорожных путей. Такие расчеты произвела РЖД.
Проект моста рассматривался в связке с проектом глубоковоодного угольного терминала в Ильинском, на который требуется дополнительно еще 100 млрд рублей. Как пишет Ъ, эксперты сомневаются, что этот проект будет иметь смысл без его продолжения в сторону Японии.

Как следует из материалов ОАО РЖД, по итогам актуализации в 2017 году ТЭО от 2013 года оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре—Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост,— 585 км. Стоимость без НДС — 540,3 млрд руб., из них мост — 252,8 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018–2020 годы), строительные — пять лет (2019–2023 годы). В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки».

О мосте на Сахалин говорили десятилетиями, но похожей на реальность идея стала только прошлым летом, когда о ней упомянул в ходе прямой линии Владимир Путин. В итоге мост уже попал в инвестпрограмму ОАО РЖД: на проектные работы на 2018 год выделен 1 млрд руб. Но при этом грузовая база остается неясной и в целом довольно скромной. В документах говорится, что к 2030 году в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина она достигнет лишь 8,5 млн тонн.

Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (СПГ и нефть, связан с «Сахалином-2»), нет. Остальные потенциальные локации либо отрезаны от железнодорожной инфраструктуры, как порт Шахтерск Восточной горнорудной компании (ВГК; планы по перевалке — 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо «зажаты городом», говорится в документах. В 2017 году появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.

Но в документах ОАО РЖД «оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)». Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25–30 млрд руб.— на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит «оптимизировать» затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен. Собеседники “Ъ” говорят, что он определится только по завершении ТЭО моста. По словам одного из них, Ильинский имеет преимущества: он расположен на узком перешейке острова, где можно проехать с одного берега на другой. Но в целом глубоководный порт в Татарском проливе «выглядит совершенно необоснованным», отмечает источник “Ъ”. «Для захода туда требуется обогнуть остров, зайти в территориальные воды РФ, подняться на север, в то время как проще пройти чуть дальше до Владивостока и сразу попасть на Транссиб. Проект больше похож на лоббирование интересов кого-то из экспортеров, скорее всего угольщиков»,— говорит он.

Однако источник “Ъ” в угольной отрасли возражает, что перевалка дополнительных 30 млн тонн угля — перспектива «надуманная», в России нет крупных месторождений, которые уже не привязаны к портам отправки. Сам Сахалин может добывать в перспективе 15 млн тонн, но это преимущественно уголь в Шахтерске, а ближайшие свободные объемы — «не восточнее Хакасии». По мнению собеседника “Ъ”, «с учетом дальних подходов» стоимость проекта может превысить 1 трлн руб. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что строительство крупного глубоководного порта при недозагрузке мощностей Ванинского порта кажется преждевременным.

Оценка самого моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского, который 15 мая торжественно открыл Владимир Путин. Часть этих трат — госсредства: 100 млрд руб. из федерального бюджета, 90 млрд руб. от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд руб. от Корпорации развития Сахалинской области. В ФРДВ комментариев не дали, уточнив лишь, что сейчас его активы составляют всего 38 млрд руб.

При этом специалисты не считают разницу в ценах парадоксальной. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО Центра» Алексея Ефанова, сложности может представлять собой высокая сейсмичность, инженерно геологические и гидрологические условия, труднодоступный район, относящийся к Крайнему Северу. Кроме того, стоимость моста в Крым, как напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, не включала затраты на транспортную безопасность и выкуп земли. И в Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине - только 500 тысяч. Так что мост оправдает затраты, только если его проложат дальше в сторону Хоккайдо.

Related articles:



24.09.2018: Коалиция под руководством США убила 3300 гражданских лиц в Сирии - SOHR
Сирийский центр мониторинга по правам человека (SOHR) сообщает, что удары коалиции в Сирии убили 3331 человек из числа гражданского населения.
24.09.2018: Правительство Ирана объявило понедельник днем траура
Иранский кабмин объявило понедельник днем траура по поводу теракта в городе Ахвазе, в результате которого погибли 25 иранских граждан.
24.09.2018: Эрдоган назвал территорию к востоку от Евфрата «террористическим болотом»
Президент Турции перед отлетом в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН (ГА ООН) заявил, что подконтрольные сирийским курдам территории представляют наибольшую опасность будущему Сирийской Арабской Республики.
22.09.2018: Премьер-министра Индии Нарендру Моди призывают оставить свой пост
Глава индийского правительства столкнулся с призывами к отставке, в связи с обвинениями в коррупции в сделке с французскими военными компаниями после того, как экс-президент Франции Франсуа Олланд заявил о деталях сделки.
22.09.2018: Япония рассматривает двустороннюю торговую сделку с США
Как сообщает газета Nikkei, Япония рассматривает двустороннее торговое соглашение с Соединенными Штатами, которое снизит тарифы на импорт сельскохозяйственных товаров из США в обмен на то, чтобы избежать высоких тарифов на японские автомобили.
22.09.2018: Боевики в Иране напали на элитное подразделение. 25 погибших
Сегодня, 22 сентября боевики на юго-западе Ирана обстреляли военный парад, в результате чего погибло 25 человек, почти половина из них были членами Революционной гвардии, элитного подразделения Ирана. Более 60 человек ранено.
22.09.2018: Израильские солдаты в секторе Газа убили палестинца и ранили еще 159 человек
25-летний палестинец скончался в пятницу, и еще 159 были ранены израильскими военными во время столкновений в секторе Газа.
22.09.2018: США продолжают вооружать курдские организации в Сирии
Несмотря на то, что Турция продолжает прилагать усилия в борьбе с террористическими организациями как у себя в стране, так за ее пределами, Соединенные Штаты по-прежнему продолжают поставку нового оружия филиалам PKK на севере САР.
21.09.2018: Премьер Италии Конте созывает министров, чтобы преодолеть бюджетный тупик
Глава итальянского правительства Джузеппе Конте встретился со своими министрами, чтобы попытаться преодолеть тупик по бюджетным средствам, которые не могут распределить из-за конфронтации правящих партий и министра экономики.
21.09.2018: Вашингтон ввел санкции против военных КНР
Администрация Трампа ввела санкции против КНР за покупку истребителей и ракетных систем из России в нарушение широкого американского закона о санкциях.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика