Независимое издание от Кремля

Мост на Сахалин обойдется федеральной казне в 3,5 раза дороже крымского

16.05.2018

Превратить Сахалин в полуостров, построив мост, встанет в 540,3 млрд рублей, не считая 90 млрд на модернизацию железнодорожных путей. Такие расчеты произвела РЖД.
Проект моста рассматривался в связке с проектом глубоковоодного угольного терминала в Ильинском, на который требуется дополнительно еще 100 млрд рублей. Как пишет Ъ, эксперты сомневаются, что этот проект будет иметь смысл без его продолжения в сторону Японии.

Как следует из материалов ОАО РЖД, по итогам актуализации в 2017 году ТЭО от 2013 года оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре—Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост,— 585 км. Стоимость без НДС — 540,3 млрд руб., из них мост — 252,8 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018–2020 годы), строительные — пять лет (2019–2023 годы). В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки».

О мосте на Сахалин говорили десятилетиями, но похожей на реальность идея стала только прошлым летом, когда о ней упомянул в ходе прямой линии Владимир Путин. В итоге мост уже попал в инвестпрограмму ОАО РЖД: на проектные работы на 2018 год выделен 1 млрд руб. Но при этом грузовая база остается неясной и в целом довольно скромной. В документах говорится, что к 2030 году в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина она достигнет лишь 8,5 млн тонн.

Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (СПГ и нефть, связан с «Сахалином-2»), нет. Остальные потенциальные локации либо отрезаны от железнодорожной инфраструктуры, как порт Шахтерск Восточной горнорудной компании (ВГК; планы по перевалке — 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо «зажаты городом», говорится в документах. В 2017 году появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.

Но в документах ОАО РЖД «оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)». Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25–30 млрд руб.— на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит «оптимизировать» затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен. Собеседники “Ъ” говорят, что он определится только по завершении ТЭО моста. По словам одного из них, Ильинский имеет преимущества: он расположен на узком перешейке острова, где можно проехать с одного берега на другой. Но в целом глубоководный порт в Татарском проливе «выглядит совершенно необоснованным», отмечает источник “Ъ”. «Для захода туда требуется обогнуть остров, зайти в территориальные воды РФ, подняться на север, в то время как проще пройти чуть дальше до Владивостока и сразу попасть на Транссиб. Проект больше похож на лоббирование интересов кого-то из экспортеров, скорее всего угольщиков»,— говорит он.

Однако источник “Ъ” в угольной отрасли возражает, что перевалка дополнительных 30 млн тонн угля — перспектива «надуманная», в России нет крупных месторождений, которые уже не привязаны к портам отправки. Сам Сахалин может добывать в перспективе 15 млн тонн, но это преимущественно уголь в Шахтерске, а ближайшие свободные объемы — «не восточнее Хакасии». По мнению собеседника “Ъ”, «с учетом дальних подходов» стоимость проекта может превысить 1 трлн руб. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что строительство крупного глубоководного порта при недозагрузке мощностей Ванинского порта кажется преждевременным.

Оценка самого моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского, который 15 мая торжественно открыл Владимир Путин. Часть этих трат — госсредства: 100 млрд руб. из федерального бюджета, 90 млрд руб. от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд руб. от Корпорации развития Сахалинской области. В ФРДВ комментариев не дали, уточнив лишь, что сейчас его активы составляют всего 38 млрд руб.

При этом специалисты не считают разницу в ценах парадоксальной. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО Центра» Алексея Ефанова, сложности может представлять собой высокая сейсмичность, инженерно геологические и гидрологические условия, труднодоступный район, относящийся к Крайнему Северу. Кроме того, стоимость моста в Крым, как напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, не включала затраты на транспортную безопасность и выкуп земли. И в Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине - только 500 тысяч. Так что мост оправдает затраты, только если его проложат дальше в сторону Хоккайдо.

Related articles:



22.05.2018: Швеция раздаст своим гражданам брошюры по выживанию
На следующей неделе, в Швеции будет распространяться брошюра по выживанию, на случай войны, поскольку Швеция часто сталкивается с «агрессивной» Россией – соседом по Балтийскому морю, - передает Reuters.
22.05.2018: Госдума приняла в третьем чтении законопроект о контрсанкциях
Как опубликовано на официальном сайте Государственной думы, депутаты поддержали отредактированный документ в третьем чтении.
22.05.2018: Арабы и FDS потеряли около 50 человек в боях за нефтяные месторождения в Сирии
В Сирии произошли стычки из-за нефтяных месторождений между арабскими племенами и отрядами курдов из «Демократических сил Сирии» FDS.
22.05.2018: Палестинцы забросали яйцами консульскую машину США на Западном берегу
Палестинские протестующие в понедельник забросали яйцами делегацию США на оккупированном Израилем Западном берегу.
21.05.2018: КНР отменит ограничение на детей в семьях
Как заявляет Bloomberg, Китай собирается убрать закон, ограничивающий китайские семьи заводить более двух детей.
21.05.2018: Российские ученые собираются проверить на нефть шельф Крыма
Как сообщил академик РАН Валерий Бондур, ими было предложено провести поиск месторождений нефти и газа на Крымской части Черного моря.
21.05.2018: Сирия увеличивает добычу нефти, чтобы поднять свою экономику
Министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии сообщило, что оно планирует увеличить добычу сырой нефти до 310 тысяч баррелей в день в 2022 году, что поможет повысить показатели экономик Сирии, стране, страдающей от кризиса с 2011 года.
21.05.2018: Дамаск будет защищать любые объекты на территории Сирии
«Сирия имеет свой суверенитет. Любая внешняя агрессия против сирийской территории - это агрессия», - заявил в Севастополе посол Сирии в Москве Риад Хаддад, сообщает иранское агентство «Tasnim».
21.05.2018: Президента Палестины госпитализировали в третий раз за неделю
Палестинского лидера подвергли госпитализации в третий раз за неделю. По словам чиновника, его положили из-за осложнений.
19.05.2018: Робототехника пришла к российским школьникам
Свыше ста учащихся школ Норильска и Заполярного испытают свои силы в конкурсе робототехники. Мероприятия проводятся с целью подведения итогов цикла обучающей программы для школьников в рамках программы РОБОНИКЕЛЬ.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика