Независимое издание от Кремля

Мост на Сахалин обойдется федеральной казне в 3,5 раза дороже крымского

16.05.2018

Превратить Сахалин в полуостров, построив мост, встанет в 540,3 млрд рублей, не считая 90 млрд на модернизацию железнодорожных путей. Такие расчеты произвела РЖД.
Проект моста рассматривался в связке с проектом глубоковоодного угольного терминала в Ильинском, на который требуется дополнительно еще 100 млрд рублей. Как пишет Ъ, эксперты сомневаются, что этот проект будет иметь смысл без его продолжения в сторону Японии.

Как следует из материалов ОАО РЖД, по итогам актуализации в 2017 году ТЭО от 2013 года оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре—Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост,— 585 км. Стоимость без НДС — 540,3 млрд руб., из них мост — 252,8 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018–2020 годы), строительные — пять лет (2019–2023 годы). В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки».

О мосте на Сахалин говорили десятилетиями, но похожей на реальность идея стала только прошлым летом, когда о ней упомянул в ходе прямой линии Владимир Путин. В итоге мост уже попал в инвестпрограмму ОАО РЖД: на проектные работы на 2018 год выделен 1 млрд руб. Но при этом грузовая база остается неясной и в целом довольно скромной. В документах говорится, что к 2030 году в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина она достигнет лишь 8,5 млн тонн.

Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (СПГ и нефть, связан с «Сахалином-2»), нет. Остальные потенциальные локации либо отрезаны от железнодорожной инфраструктуры, как порт Шахтерск Восточной горнорудной компании (ВГК; планы по перевалке — 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо «зажаты городом», говорится в документах. В 2017 году появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.

Но в документах ОАО РЖД «оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)». Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25–30 млрд руб.— на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит «оптимизировать» затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен. Собеседники “Ъ” говорят, что он определится только по завершении ТЭО моста. По словам одного из них, Ильинский имеет преимущества: он расположен на узком перешейке острова, где можно проехать с одного берега на другой. Но в целом глубоководный порт в Татарском проливе «выглядит совершенно необоснованным», отмечает источник “Ъ”. «Для захода туда требуется обогнуть остров, зайти в территориальные воды РФ, подняться на север, в то время как проще пройти чуть дальше до Владивостока и сразу попасть на Транссиб. Проект больше похож на лоббирование интересов кого-то из экспортеров, скорее всего угольщиков»,— говорит он.

Однако источник “Ъ” в угольной отрасли возражает, что перевалка дополнительных 30 млн тонн угля — перспектива «надуманная», в России нет крупных месторождений, которые уже не привязаны к портам отправки. Сам Сахалин может добывать в перспективе 15 млн тонн, но это преимущественно уголь в Шахтерске, а ближайшие свободные объемы — «не восточнее Хакасии». По мнению собеседника “Ъ”, «с учетом дальних подходов» стоимость проекта может превысить 1 трлн руб. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что строительство крупного глубоководного порта при недозагрузке мощностей Ванинского порта кажется преждевременным.

Оценка самого моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского, который 15 мая торжественно открыл Владимир Путин. Часть этих трат — госсредства: 100 млрд руб. из федерального бюджета, 90 млрд руб. от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд руб. от Корпорации развития Сахалинской области. В ФРДВ комментариев не дали, уточнив лишь, что сейчас его активы составляют всего 38 млрд руб.

При этом специалисты не считают разницу в ценах парадоксальной. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО Центра» Алексея Ефанова, сложности может представлять собой высокая сейсмичность, инженерно геологические и гидрологические условия, труднодоступный район, относящийся к Крайнему Северу. Кроме того, стоимость моста в Крым, как напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, не включала затраты на транспортную безопасность и выкуп земли. И в Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине - только 500 тысяч. Так что мост оправдает затраты, только если его проложат дальше в сторону Хоккайдо.

Related articles:



24.01.2019: Правление ИГИЛ над восточным Евфратом близится к концу
Правление Исламского государства (ИГ- группировка запрещена в РФ) к востоку от реки Евфрат находится в серьезной опасности, так как поддерживаемые США курды их Сирийских демократических сил (SDF- на курд. яз.) приближаются к последнему городу, удерживаемого боевиками ИГ.
24.01.2019: Под Дамаском обнаружили несколько тайников с оружием
По данным сирийского арабского агентства SANA, сообщившего о находке со ссылкой на собственного корреспондента накануне, компетентные органы обнаружили несколько тайников с оружием во время прочесывания в сельской местности провинции Риф Дамаск, освобожденного от присутствия террористов.
24.01.2019: В Турции заявили о необходимости координации действий для вывода войск США
«США должны координировать свои действия с Турцией для вывода своих сил из САР», говорится в статье Al Jazeera, которая была написана Фахреттином Алтуном, главой управления по связям с общественностью администрации турецкого президента.
24.01.2019: Количество беженцев, ищущих убежища в ФРГ, сократилось
По словам министра внутренних дел Хорста Зеехофера, число новых лиц, ищущих убежища, в Германии в 2018 году сократилось на 16,5 процента по сравнению с прошлым годом, отчасти потому, что большинство мигрантов, прибывающих в Европу, въезжают в Испанию.
24.01.2019: Кипр ужесточает законы за сексуальное насилие и домогательства
Новый законопроект правительства о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин является частью обязательств Кипра по Стамбульской конвенции.
23.01.2019: В Иране открыли новое месторождение с «очень легкой и сладкой» нефтью
Иран впервые открыл нефтяные залежи на юго-западе страны в регионе Абадан. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на иранское агентство Mehr.
23.01.2019: ЦДМ на Лубянке укрепился новыми торговыми площадками
Центральный детский магазин на Лубянке – это крупнейший и популярнейший в столице РФ комплекс семейного и детского досуга. Органичной частью этого комплекса стали и открывшиеся в первых днях января новые торговые точки.
23.01.2019: Венгрия в течение года окажет помощь трем больницам в Сирии
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подчеркнул, что помощь должна предоставляться там, где есть проблемы, а не проблемы, которые нужно импортировать в Европу.
23.01.2019: Германия приостанавливает участие в операции Евросоюза «София»
ФРГ приостанавливает участие в операции Европейского союза «София», направленной по борьбе с торговцами людьми в Средиземноморье. Согласно новой информации от DPA, после развертывания фрегата «Augsburg» «Аугсбург» больше ни одно судно бундесвера не будет отправлено к берегам Ливии.
23.01.2019: Косовский премьер-министр заявил, что пошлины на сербскую продукцию будут вечными
Глава правительства Косово Рамуш Харадинай сказал после встречи с американским послом в Приштине, что налоги на сербскую продукцию не будут отменены, сообщает Zeri.info.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика