Независимое издание от Кремля

Мост на Сахалин обойдется федеральной казне в 3,5 раза дороже крымского

16.05.2018

Превратить Сахалин в полуостров, построив мост, встанет в 540,3 млрд рублей, не считая 90 млрд на модернизацию железнодорожных путей. Такие расчеты произвела РЖД.
Проект моста рассматривался в связке с проектом глубоковоодного угольного терминала в Ильинском, на который требуется дополнительно еще 100 млрд рублей. Как пишет Ъ, эксперты сомневаются, что этот проект будет иметь смысл без его продолжения в сторону Японии.

Как следует из материалов ОАО РЖД, по итогам актуализации в 2017 году ТЭО от 2013 года оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре—Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост,— 585 км. Стоимость без НДС — 540,3 млрд руб., из них мост — 252,8 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018–2020 годы), строительные — пять лет (2019–2023 годы). В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки».

О мосте на Сахалин говорили десятилетиями, но похожей на реальность идея стала только прошлым летом, когда о ней упомянул в ходе прямой линии Владимир Путин. В итоге мост уже попал в инвестпрограмму ОАО РЖД: на проектные работы на 2018 год выделен 1 млрд руб. Но при этом грузовая база остается неясной и в целом довольно скромной. В документах говорится, что к 2030 году в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина она достигнет лишь 8,5 млн тонн.

Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (СПГ и нефть, связан с «Сахалином-2»), нет. Остальные потенциальные локации либо отрезаны от железнодорожной инфраструктуры, как порт Шахтерск Восточной горнорудной компании (ВГК; планы по перевалке — 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо «зажаты городом», говорится в документах. В 2017 году появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.

Но в документах ОАО РЖД «оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)». Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25–30 млрд руб.— на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит «оптимизировать» затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен. Собеседники “Ъ” говорят, что он определится только по завершении ТЭО моста. По словам одного из них, Ильинский имеет преимущества: он расположен на узком перешейке острова, где можно проехать с одного берега на другой. Но в целом глубоководный порт в Татарском проливе «выглядит совершенно необоснованным», отмечает источник “Ъ”. «Для захода туда требуется обогнуть остров, зайти в территориальные воды РФ, подняться на север, в то время как проще пройти чуть дальше до Владивостока и сразу попасть на Транссиб. Проект больше похож на лоббирование интересов кого-то из экспортеров, скорее всего угольщиков»,— говорит он.

Однако источник “Ъ” в угольной отрасли возражает, что перевалка дополнительных 30 млн тонн угля — перспектива «надуманная», в России нет крупных месторождений, которые уже не привязаны к портам отправки. Сам Сахалин может добывать в перспективе 15 млн тонн, но это преимущественно уголь в Шахтерске, а ближайшие свободные объемы — «не восточнее Хакасии». По мнению собеседника “Ъ”, «с учетом дальних подходов» стоимость проекта может превысить 1 трлн руб. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что строительство крупного глубоководного порта при недозагрузке мощностей Ванинского порта кажется преждевременным.

Оценка самого моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского, который 15 мая торжественно открыл Владимир Путин. Часть этих трат — госсредства: 100 млрд руб. из федерального бюджета, 90 млрд руб. от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд руб. от Корпорации развития Сахалинской области. В ФРДВ комментариев не дали, уточнив лишь, что сейчас его активы составляют всего 38 млрд руб.

При этом специалисты не считают разницу в ценах парадоксальной. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО Центра» Алексея Ефанова, сложности может представлять собой высокая сейсмичность, инженерно геологические и гидрологические условия, труднодоступный район, относящийся к Крайнему Северу. Кроме того, стоимость моста в Крым, как напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, не включала затраты на транспортную безопасность и выкуп земли. И в Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине - только 500 тысяч. Так что мост оправдает затраты, только если его проложат дальше в сторону Хоккайдо.

Related articles:



08.11.2018: Иранская экономика переживет санкции США
Как сообщают ведущие финансовые чиновники и аналитики, Иран, скорее всего, преодолеет шторм от нефтяных санкций Соединенных Штатов. Но при этом страна погрузится в долгий экономический кризис.
08.11.2018: WPP направит продовольственную помощь 14-ти миллионам йеменцев
Мировая продовольственная программа планирует удвоить свою программу поддержки для Йемена, которая затронет 14 миллионов йеменских жителей, нуждающихся в помощи.
07.11.2018: Кремль не видит перспектив для улучшения отношений с Вашингтоном
Как заявляет пресс-служба Кремля, Россия не видит перспективы для улучшения отношений между странами после промежуточных выборов в Соединенных Штатов, в которых демократы взяли под свой контроль Палату представителей.
07.11.2018: Мэр Загреба не захотел появляться перед Путиным в гипсе
Мэр Загреба Милан Бандич в прошлый четверг во время проверки ремонтных работ на дороге отступился и сломал ногу, пишут хорватские СМИ.
07.11.2018: США вознаградят за информацию о трех высокопоставленных членах курдской партии
Соединенные Штаты объявили, что назначат денежное вознаграждение за информацию о местонахождении трех высокопоставленных членов Рабочей партии Курдистана (PKK)*, разыскиваемых Турцией, как признак улучшения связей между странами-членами НАТО, сообщает агентство Associated Press.
07.11.2018: Медики в Сирии проводят кампанию по вакцинации детей в лагере Эр-Ракбан
Медицинская команда провела кампанию вакцинации для детей в лагере Эр-Ракбан, находящегося в районе Эт-Танф вблизи сирийско-иорданской границ, где присутствуют войска США, что препятствует доставке гумпомощи и мешает перемещенным лицам покинуть этот район.
07.11.2018: ЕС предоставит Йемену еще 90 миллионов евро гуманитарной помощи
Европейская комиссия во вторник объявила о том, что она выделила еще 90 млн. евро гуманитарной помощи мирным жителям Йемена, где в настоящее время наблюдается самый страшный голод в мире. Помощь направлена на удовлетворение основных потребностей.
06.11.2018: На прошлой неделе заболело корью более 1300 украинцев
В последние дни наблюдается увеличение числа инфицированных граждан. По сведениям украинского Минздрава, за прошедшую неделю заболело более 1300 украинцев, пишет в понедельник Gazeta. pl.
06.11.2018: Палестинцы в 15-й раз попытались прорвать блокаду сектора Газа
Израильские солдаты открывали огонь по палестинцам, собравшимся на акции протеста и пытавшимся разорвать блокаду Газы, передает агентство Anadolu.
06.11.2018: Лидер КНДР встретился в Пхеньяне с главой Кубы
Лидер КНДР Ким Чен Ын встретился с кубинским лидером в северокорейской столице и обсудил «важные вопросы, представляющие общий интерес», касающиеся международной обстановки, передали накануне государственные северокорейские СМИ.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика