Независимое издание от Кремля

Умные города рано или поздно победят в России

17.12.2018

Ректор НИУ МГСУ Андрей Волков призвал девелоперов, государство и общество воспринять идею smart city.
Города сегодня являются превалирующей средой обитания современного человека. Отсюда возникает вполне закономерный интерес к вопросам качества организации городской среды. Пространство современного горда должно быть не только пригодным для жизни, но комфортабельным, безопасным и, конечно же, радостным. Все это и вмещает в себя понятие smart city, которым все чаще оперируют градостроители.

Научное поле, в пределах которого формируется smart city, на удивление широко. В современном градостроительстве широко задействованы достижения в сферах нанотехнологий, бионики, киберфизики, а также социальных технологий. Социальные технологии находятся на стыке социологии и собственно технологии, т.е. отражают восприятие обществом различных технических объектов на всех стадиях развития – от создания проекта, через его реализацию, к активной эксплуатации. Весь этот  жизненный цикл реализуется в процессе строительства объекта, в результате чего строительство становится одной из самых высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, точнее, целым комплексом отраслей.

Однако, к сожалению, немногие специалисты в нашей стране оказываются способны соответствовать высоким требованиям современного градостроительства, и даже столица в этом смысле не является исключением.  Объясняется это, не в последнюю очередь, индифферентным отношением к проблемам градостроительства со стороны государства. Оно до недавнего времени практически не присутствовало в этой сфере, вмешиваясь только в случаях вопиющего нарушения законодательства по отношению к дольщикам либо назначению территорий. В связи с этим, столичные застройщики вели себя довольно свободно, и результат не замедлил сказаться: новые районы столицы и ближайшие пригороды превратились в скопление «человейников», жители которых вынуждены часами кружиться по дворам в поисках места для парковки и добираться за семь верст до ближайшей поликлиники или детского. Не стали препятствием для застройщиков ни природоохранные территории, ни памятники архитектуры. Качество готового продукта при этом, как правило, оставляло желать лучшего. Строили с применением самых дешевых материалов и технологий, не задумываясь о перспективе эксплуатации и экологическом факторе. Во главе угла стояла маржинальность проектов, попытки снизить которую путем дополнительной нагрузки встречали резкое сопротивление.

В последние годы ситуация стала потихоньку меняться. Продолжать возводить «спальники» на окраинах по образцу 80-х и 90-х годов было невозможно. Стало понятно, что это не только убивает комфорт и безопасность жителей, но и душит сам город бесконечной миграцией в центр за работой и развлечениями. На этой стадии в профильных ведомствах наконец стали понимать, что развивать градостроительство по старым образцам невозможно, и пришло время современной урбанистики. Для этого были привлечены разные институты развития (например, Минстрой, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, КБ «Стрелка» и т.д.) и приняты определенные меры для стимулирования отечественных урбанистов и девелоперов. Конечно, на данный момент сделано пока немного, но тот факт, что процесс все-таки начался, дает основания для оптимизма.  Что же нужно сделать, чтобы его ускорить?

Прежде всего, начать с внедрения в работу каждого застройщика необходимости выстраивания сквозной целевой функции на всех этапах жизненного цикла проекта. Такой подход определяет более широкое понятие ответственности строителей, выходя за рамки функции простого созидания. Но любой этап с приставкой «умный» не может возникнуть сам по себе. Создание «умного города» начинается еще на стадии планирования проекта. И уже на данном этапе необходимо расстаться с иллюзией, что строить надо дешево и быстро. Быстро – да, но дешево хорошо не получится. Но, к сожалению,  большинство девелоперов по-прежнему предпочитают перекладывать  ответственность за все возникающие при таком подходе проблемы на плечи будущих собственников.

В итоге эксплуатирующая компания получает на выходе готовый проект и уже сама пытается как-то интегрировать его в окружающую городскую среду. В первую очередь, оптимизировать следует нормативно-правовую базу: банально ввести ограничения на строительство муравейников без инфраструктуры, обязать вести работу в соответствии с экологическими нормами, внедрять современные технологии и датчики в дома, применять современные материалы, т.е. сделать шаг навстречу экологичным энергоэффективным проектам.

Также внести новые нормативы по энергоэффективности и обязать застройщиков их соблюдать, чтобы показатели соблюдались не только на бумаге, но и после постройки здания. Нет соответствия дома показателям энергоэффективности – нет разрешительной документации на строительство. Это кажется суровым, но только такой подход может заставить девелоперов соблюдать нормативы и простимулировать их к внедрению новых материалов и технологий.

Для сравнения, в Германии удельный расход тепловой энергии на отопление обычных жилых домов должен составлять от 30 до 70 кВт*ч/(м2год). В России же СНИПом 23-02-2007 на схожие конструкции определен уровень от 95 до 195 кВт*ч/(м2год), а на практике выходит еще больше. И до того момента, пока не введут новые нормативы и не заставят их соблюдать, девелоперы будут продолжать жить и строить по-старому.
Следующий момент – это создание понятных и прозрачных правил игры. Сегодня активно обсуждаются поправки в 214-ФЗ о введении эскроу-счетов и контроля за выдачей разрешительной документации.

Пока эти поправки являются нежизнеспособными, поскольку ни строители, ни банки не понимают попросту, о чем они, что они призваны регулировать и как их следует соблюдать.  Возникает большое количество нюансов, которые могут привести как к коллапсу рынка недвижимости, в целом, и застройщиков, в частности, так и к появлению серых схем работы. Застройщик может быть и рад внедрить инновации в свой проект, вложившись в них на этапе проектирования. Но, зная, что средний срок их возврата – пять лет, он не решается их вкладывать, ведь непонятно, будет ли он через пять лет работать. Если ему гарантировать определенные условия труда, а также стимулировать четкой нормативно-правовой базой, то через несколько лет мы можем увидеть качественно новый уровень городской среды и ее объектов.

И, как всегда, кадры решают все. Мы можем простимулировать застройщика к перспективному планированию smart city, можем создать ему все условия для внедрения инноваций, но что, если их некому будет внедрять? То есть, у него банально не будет специалистов, понимающих, что значит «умный» город и как с этим работать? Поэтому одна из немаловажных задач государственного федерального уровня – подготовка и выпуск специалистов с новыми компетенциями. Заинтересованы в них должны быть не только частные компании, которые потом возьмут их на работу, но и государство, которое должно внедрять новые форматы и программы обучения, соответствующие вызовам времени.

Related articles:



16.01.2019: Вучич заявил, что диалог с Приштиной возобновится только после отмены пошлин
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что в нормальном мире и среди цивилизованных наций не существует никаких сборов, напомнив о том, что Приштина ввела против его страны 100-процентные ввозные пошлины.
16.01.2019: Кризис с поставками нефти в Мексику углубляется
В нескольких мексиканских портах нефтяные танкеры ждут разгрузки после того, как правительство распорядилось перекрыть нефтепроводы, чтобы ограничить потери из-за краж топлива.
16.01.2019: WFP: В декабре 2018 года гуманитарная помощь была доставлена 9 млн йеменцев
В декабре прошлого года, согласно информации Всемирной продовольственной программы (WFP), гуманитарная помощь была доставлена примерно девяти миллионам жителей Йемена.
16.01.2019: В Зимбабве зафиксирован самый дорогой бензин в мире
Зимбабве является страной с самым дорогим бензином в мире, и этот бесславный титул был присвоено государству после решения правительства, удвоившего цену на топливо.
15.01.2019: Новый председатель ОБСЕ отправился на Украину
Министр иностранных дел и по делам Европы Словакии Мирослав Лайчак отправился с двухдневным рабочим визитом в Украину, где он впервые прибыл в конфликтный регион в качестве действующего председателя ОБСЕ.
15.01.2019: Не менее 4 человек погибло и более 90 ранено после теракта в Кабуле
Не менее 4 человек погибли и более 90 получили ранения в афганской столице. Бомба взорвалась возле охраняемого комплекса, где десятки иностранцев работают в неправительственных организациях (НПО) и иностранных компаниях.
15.01.2019: Макрон пригласил французов принять участие в национальных дебатах
Президент Франции Эммануэль Макрон призвал граждан республики принять активное участие в трехмесячных национальных дебатах по экономическим и социальным вопросам, надеясь успокоить французов, акции протеста которых проходили в стране в течение двух месяцев.
15.01.2019: Эрдоган и Трамп поговорили по Сирии и по отношениям между США и Турцией
Источники в канцелярии турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана рассказали, что президент выразил удовлетворение решением США по поводу вывода его войск из Сирии, добавив, что Турция готова предоставить Вашингтону любую форму поддержки в этом вопросе.
15.01.2019: Мэр польского города Гданьск умер от ран, нанесенных 27-летним местным жителем
Глава администрации польского портового города Гданьск умер после того, как мужчина нанес ему удар в сердце перед сотнями людей на благотворительной акции по сбору средств для детей, пишет PressTV со ссылкой на польское агентство PAP.
14.01.2019: В Эфиопии погибли 17 человек после аварии с участием автобуса
Местные СМИ сообщают, что среди пострадавших находились и пешеходы, которые находились на дороге во время аварии.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика