Независимое издание от Кремля

Запуск аэроэкспресса до Петербурга обойдется в 25 миллиардов рублей

30.07.2018

Администрация Северной столицы соединит аэропорт «Пулково» с Витебским вокзалом. Исполнитель заказа определится по результатам тендера.
О том, чтобы подобно Москве, завести свой аэроэкспресс, власти Санкт-Петербурга говорили последние 6 лет. Согласно конкурсной документации, обойдется этот проект в 25 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов инвестор должен вложить сам, а остальное добавит город.

Как пишут "Ведомости", победителем объявят того, кто будет претендовать на минимальную сумму городских вложений. Окупить инвестиции позволит плата пассажиров за проезд.

Проблема транспортной доступности аэропорта Санкт-Петербурга стоит давно и остро, замечает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Пулково» – четвертый в России по пассажиропотоку аэропорт, но до сих пор стабильного сообщения с городом он не имеет, и авиапассажиры вынуждены добираться до него рейсовыми автобусами, такси либо личным автотранспортом, рискуя опоздать на рейс из-за пробок.

В трех крупнейших аэропортах Московского авиаузла проблема решена: «Аэроэкспресс» связывает электричками «Шереметьево» и Белорусский вокзал, «Домодедово» и Павелецкий вокзал, «Внуково» и Киевский вокзал. Интервал движения поездов в «Домодедово» и «Шереметьево» – раз в полчаса, во «Внуково» – раз в полчаса или в час. Странно, что такого проекта в Петербурге до сих пор нет, удивляется аналитик InfraOne Александра Галактионова. По ее представлению, обсуждение проекта железной дороги до аэропорта началось чуть ли не 10 лет назад, а более или менее предметно – с 2012 г. За это время много раз менялась конфигурация проекта: и инвестиции (сначала это было 23–25 млрд руб., весной этого года – 18,8 млрд), и вокзал (сперва речь шла о Балтийском).

Препятствовали проекту проблемы в экономике, затем помехой служили важные выборные кампании. Теперь поводов откладывать проект уже не осталось, считает Галактионова.

В мае администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение о намерениях с «Аэроэкспрессом». «Аэроэкспресс» тогда обещал предоставить удобный и надежный трансфер от аэропорта до центра города и указывал, что пассажиропоток «Пулково» в 2017 г. вырос на 21,6%.

Трафик «Аэроэкспресса» зависим от спроса на авиаперевозки, писали аналитики InfraOne. Пассажирами самого «Аэроэкспресса» в 2017 г. стали 11,7 млн человек. Выручка компании по итогам 2017 г. составила 6,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA – 39% (РСБУ).

По данным конкурсной документации, инвестору предстоит построить станцию и здание вокзала в аэропорту «Пулково» не менее чем за 800 млн руб. Точная протяженность железнодорожной линии будет известна после окончательного утверждения проектной документации, сообщил представитель «Аэроэкспресса».

Деньги инвестора пойдут не только на железнодорожные пути в той части маршрута, где рельсов нет, но и, возможно, на поддержание старых в рабочем состоянии – какая часть ныне эксплуатируемого полотна безусловно пригодна для движения электричек до аэропорта, будет понятно опять-таки только после утверждения проектной документации. Представитель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга указал, что проект предполагает строительство 8 км новых железнодорожных путей и использование 16 км существующих.

Созданному для участия в конкурсе консорциуму уже после победы предстоит разработать финансовую и операционную модель, определить бюджет, выбрать поставщика, тип и количество вагонов, график поставки, перечислил представитель «Аэроэкспресса». По данным конкурсной документации, в направлении «Пулково» и обратно необходимо будет запустить не менее 39 пар поездов в день.

Концессионер или оператор услуг должен будет также подписать договор об использовании инфраструктуры с РЖД. Это обязательное условие заключения контракта. «Аэроэкспресс» ведет много совместных проектов с Газпромбанком. Не исключено, что они объединятся и здесь, полагает консультант. Сама компания и банк пока воздерживаются от комментариев.

Несмотря на соглашение о намерениях с администрацией Санкт-Петербурга, «Аэроэкспресс» – не более чем один из претендентов на строительство железнодорожной линии до аэропорта. Последние конкурсы на строительство инфраструктуры, организованные администрацией Санкт-Петербурга, были высококонкурентными. Например, на конкурс на строительство трамвайной линии до Петергофа было подано сразу пять заявок от компаний, связанных со структурами «ВТБ капитала», Газпромбанка, управляющей компании «Лидер», группы ВИС, а также итальянской Astaldi и их партнерами.

И ВТБ, и группа ВИС действительно заинтересовались конкурсом на устройство железнодорожного сообщения с «Пулково», сообщили «Ведомостям» их представители. Группа ВИС строит мост через р. Обь в Новосибирске, а также автомобильный обход Хабаровска, банк ВТБ совместно с Газпромбанком выступал участником компании, строившей автодорогу Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге; помимо этого структуры ВТБ участвуют в строительстве платной автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург. «Проект нам потенциально интересен, поскольку мы являемся акционером аэропорта «Пулково», – напомнил представитель ВТБ и заметил, что о параметрах участия в конкурсе до изучения конкурсной документации говорить преждевременно. В кипрской компании, которая на 100% владеет концессионером «Пулково», «ВТБ капиталу» принадлежит самая большая доля (25,01%), остальные владельцы долей – немецкая Fraport, РФПИ с партнерскими фондами, суверенный фонд Катара QIA. С представителем УК «Лидер» связаться не удалось, представитель Газпромбанка подтвердил интерес к этому проекту.

Кто бы ни выиграл тендер, недостатка в пассажирах при разумной цене на билеты у него не будет, полагает Качкин. Постоянное железнодорожное сообщение с городом сегодня имеет любой современный аэропорт, а его отсутствие выглядит анахронизмом. В Москве "Аэроэкспресс" продает пассажирам билеты за 500 рублей при посадке и за 420 рублей при заблаговременной покупке через интернет. Бизнес-класс обходится в 1000 рублей. А в условиях Петербурга альтернативой экспрессу может быть только продление до аэропорта городского метрополитена. Но под такой проект едва ли удастся привлечь инвесторов, уверен Качкин.

Related articles:



22.10.2018: Дональд Трамп угрожает Кремлю, что выйдет из договора о «холодной войне»
Президент США сказал, что Вашингтон уйдет из РСМД, договора 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности. Глава Белого дома заявил, что Москва нарушает условия договора.
22.10.2018: Тысячи мигрантов устроили лагерь возле мексиканского города Тачапула
Караван, состоящий из мигрантов Гондураса и других стран, которых Дональд Трамп обозвал, как нежелательный, пересек границу Мексики и Гватемалы. Они обосновались возле приграничного мексиканского города Тачапула, сформировав лагерь с полевой кухней.
22.10.2018: Германия отказалась экспортировать оружие Саудовской Аравии из-за смерти журналиста
Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила накануне, что Берлин пока не будет экспортировать оружие в Саудовскую Аравию после насильственной смерти журналиста Джамаля Хашоги, пишет AFP.
22.10.2018: 300 мигрантов штурмовали забор ЕС в Марокко
Во время нового массового штурма испанского эксклава Мелилья в Северной Африке погиб один мигрант. Более 300 африканцев пытались сегодня из Марокко преодолеть шестиметровые пограничные заборы, сообщил представитель испанского правительства в Мелилье.
22.10.2018: Саудовская Аравия испытывает отток иностранных инвестиций
Появились новые признаки того, что Саудовская Аравия уже платит высокую цену за убийство журналиста Джамаля Хашогги в своем консульстве в Стамбуле с точки зрения бегства капитала.
20.10.2018: МИД РФ заявило, что США постоянно ищут предлоги для введения против РФ санкций
- В очередной раз Соединенные Штаты создают предлоги для применения санкций против России, - заявили во внешнеполитическом ведомстве РФ.
20.10.2018: Еврокомиссия одобрила бюджетный план Греции, без уменьшения пенсионных выплат
Исполнительный директор ЕС утвердил проект Греции по сокращению расходов, закрыв глаза на введение сокращения пенсий, - заявил премьер-министр Греции Алексис Ципрас.
20.10.2018: Эр-Рияд признал факт смерти Хашогги внутри консульства в Турции
Саудовская Аравия заявила, что журналист Джамал Хашогги погиб в драке внутри саудовского консульства в Стамбуле. Это первое подтверждение его смерти спустя две недели после исчезновения Хашогги.
20.10.2018: Коалиция убила не менее 32 мирных жителей – SOHR
Авиаудары  возглавляемой США коалиции, воющей с группировкой ИГИЛ в восточной Сирии, убили не менее 32 гражданских лиц менее чем за 24 часа, сообщило в пятницу агентство AFP со ссылкой на SOHR.
20.10.2018: Болгарин, убивший журналистку Маринову, признался в совершении преступления
Обвиняемого в жестоком убийстве телеведущей Виктории Мариновой признали виновным. После чего районный суд города Русе оставил его на постоянной основе под стражей.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика