Независимое издание от Кремля

Запуск аэроэкспресса до Петербурга обойдется в 25 миллиардов рублей

30.07.2018

Администрация Северной столицы соединит аэропорт «Пулково» с Витебским вокзалом. Исполнитель заказа определится по результатам тендера.
О том, чтобы подобно Москве, завести свой аэроэкспресс, власти Санкт-Петербурга говорили последние 6 лет. Согласно конкурсной документации, обойдется этот проект в 25 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов инвестор должен вложить сам, а остальное добавит город.

Как пишут "Ведомости", победителем объявят того, кто будет претендовать на минимальную сумму городских вложений. Окупить инвестиции позволит плата пассажиров за проезд.

Проблема транспортной доступности аэропорта Санкт-Петербурга стоит давно и остро, замечает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Пулково» – четвертый в России по пассажиропотоку аэропорт, но до сих пор стабильного сообщения с городом он не имеет, и авиапассажиры вынуждены добираться до него рейсовыми автобусами, такси либо личным автотранспортом, рискуя опоздать на рейс из-за пробок.

В трех крупнейших аэропортах Московского авиаузла проблема решена: «Аэроэкспресс» связывает электричками «Шереметьево» и Белорусский вокзал, «Домодедово» и Павелецкий вокзал, «Внуково» и Киевский вокзал. Интервал движения поездов в «Домодедово» и «Шереметьево» – раз в полчаса, во «Внуково» – раз в полчаса или в час. Странно, что такого проекта в Петербурге до сих пор нет, удивляется аналитик InfraOne Александра Галактионова. По ее представлению, обсуждение проекта железной дороги до аэропорта началось чуть ли не 10 лет назад, а более или менее предметно – с 2012 г. За это время много раз менялась конфигурация проекта: и инвестиции (сначала это было 23–25 млрд руб., весной этого года – 18,8 млрд), и вокзал (сперва речь шла о Балтийском).

Препятствовали проекту проблемы в экономике, затем помехой служили важные выборные кампании. Теперь поводов откладывать проект уже не осталось, считает Галактионова.

В мае администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение о намерениях с «Аэроэкспрессом». «Аэроэкспресс» тогда обещал предоставить удобный и надежный трансфер от аэропорта до центра города и указывал, что пассажиропоток «Пулково» в 2017 г. вырос на 21,6%.

Трафик «Аэроэкспресса» зависим от спроса на авиаперевозки, писали аналитики InfraOne. Пассажирами самого «Аэроэкспресса» в 2017 г. стали 11,7 млн человек. Выручка компании по итогам 2017 г. составила 6,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA – 39% (РСБУ).

По данным конкурсной документации, инвестору предстоит построить станцию и здание вокзала в аэропорту «Пулково» не менее чем за 800 млн руб. Точная протяженность железнодорожной линии будет известна после окончательного утверждения проектной документации, сообщил представитель «Аэроэкспресса».

Деньги инвестора пойдут не только на железнодорожные пути в той части маршрута, где рельсов нет, но и, возможно, на поддержание старых в рабочем состоянии – какая часть ныне эксплуатируемого полотна безусловно пригодна для движения электричек до аэропорта, будет понятно опять-таки только после утверждения проектной документации. Представитель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга указал, что проект предполагает строительство 8 км новых железнодорожных путей и использование 16 км существующих.

Созданному для участия в конкурсе консорциуму уже после победы предстоит разработать финансовую и операционную модель, определить бюджет, выбрать поставщика, тип и количество вагонов, график поставки, перечислил представитель «Аэроэкспресса». По данным конкурсной документации, в направлении «Пулково» и обратно необходимо будет запустить не менее 39 пар поездов в день.

Концессионер или оператор услуг должен будет также подписать договор об использовании инфраструктуры с РЖД. Это обязательное условие заключения контракта. «Аэроэкспресс» ведет много совместных проектов с Газпромбанком. Не исключено, что они объединятся и здесь, полагает консультант. Сама компания и банк пока воздерживаются от комментариев.

Несмотря на соглашение о намерениях с администрацией Санкт-Петербурга, «Аэроэкспресс» – не более чем один из претендентов на строительство железнодорожной линии до аэропорта. Последние конкурсы на строительство инфраструктуры, организованные администрацией Санкт-Петербурга, были высококонкурентными. Например, на конкурс на строительство трамвайной линии до Петергофа было подано сразу пять заявок от компаний, связанных со структурами «ВТБ капитала», Газпромбанка, управляющей компании «Лидер», группы ВИС, а также итальянской Astaldi и их партнерами.

И ВТБ, и группа ВИС действительно заинтересовались конкурсом на устройство железнодорожного сообщения с «Пулково», сообщили «Ведомостям» их представители. Группа ВИС строит мост через р. Обь в Новосибирске, а также автомобильный обход Хабаровска, банк ВТБ совместно с Газпромбанком выступал участником компании, строившей автодорогу Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге; помимо этого структуры ВТБ участвуют в строительстве платной автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург. «Проект нам потенциально интересен, поскольку мы являемся акционером аэропорта «Пулково», – напомнил представитель ВТБ и заметил, что о параметрах участия в конкурсе до изучения конкурсной документации говорить преждевременно. В кипрской компании, которая на 100% владеет концессионером «Пулково», «ВТБ капиталу» принадлежит самая большая доля (25,01%), остальные владельцы долей – немецкая Fraport, РФПИ с партнерскими фондами, суверенный фонд Катара QIA. С представителем УК «Лидер» связаться не удалось, представитель Газпромбанка подтвердил интерес к этому проекту.

Кто бы ни выиграл тендер, недостатка в пассажирах при разумной цене на билеты у него не будет, полагает Качкин. Постоянное железнодорожное сообщение с городом сегодня имеет любой современный аэропорт, а его отсутствие выглядит анахронизмом. В Москве "Аэроэкспресс" продает пассажирам билеты за 500 рублей при посадке и за 420 рублей при заблаговременной покупке через интернет. Бизнес-класс обходится в 1000 рублей. А в условиях Петербурга альтернативой экспрессу может быть только продление до аэропорта городского метрополитена. Но под такой проект едва ли удастся привлечь инвесторов, уверен Качкин.

Related articles:



10.12.2018: Саудовская Аравия отказалась выдать подозреваемых «по делу убийства» Хашогги
Глава МИД Королевства Саудовской Аравии (КСА) накануне отклонил требования об экстрадиции подозреваемых, связанных с убийством журналиста Джамала Хашогги, как того требовала турецкая сторона, пишет AFP.
10.12.2018: ООН начинает доставку помощи из Иордании в Сирию
ООН  начала оказывать помощь сотням тысяч сирийцев через КПП «Насиб» с Иорданией, который был вновь открыт два месяца назад, пишет Kreml News.
10.12.2018: ООН: Вопрос Ходейды – «самый сложный» на переговорах по Йемену
Йеменский город-порт Ходейда, находящийся под контролем движения хуситов «Ансар Аллах» и расположенный на линии фронта, оказался наиболее сложной проблемой на проходящих в Швеции под эгидой ООН мирных переговорах между враждующими сторонами.
10.12.2018: Немецкие железнодорожники в понедельник начинают забастовку
Большая часть железнодорожного персонала в Германии начнет забастовку в понедельник. Забастовка, о которой было объявлено заранее, возможно, затронет как некоторые междугородные линии, так и международные.
08.12.2018: Иран намерен углубить всесторонние отношения с Турцией
«Иран считает безопасность и стабильность Турции своей собственной безопасностью и стабильностью и поэтому занял четкую позицию по поводу переворота в Турции», - сказал президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани.
08.12.2018: Скупщина Сербии приняла бюджет на 2019 год
Согласно бюджету на будущий год, прогнозируемые доходы составят от 1,246,2 млрд динаров, а расходы 1.269,1 млрд.
08.12.2018: МО РФ: У нас есть убедительные доказательства использования токсичных веществ террористами в Алеппо
Министерство обороны России (МО РФ) опровергло утверждения США о том, что террористы не наносили удары по городу Алеппо с помощью токсичных газов в ходе последней атаки на город, подтверждая, что у него имеются убедительные доказательства использования террористами боеприпасов с ядовитыми веществами при нападении на мирных жителей.
08.12.2018: Почти 1500 йеменских мирных жителей были убиты в период с августа по октябрь
В Управлении комиссара по делам беженцев (УВКБ) обнародовали информацию о числе жертв среди мирного населения. УВКБ сообщает, что за период с августа по октябрь текущего года, еженедельно погибало или получало ранения 123 йеменцев.
08.12.2018: Более 4 800 беглецов были возвращены в Китай в рамках антикоррупционной кампании
Накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, программа «SkyNet» по поимке чиновников-коррупционеров, живущих за границей, добилась значительных успехов.
21.11.2018: Россияне не хотят отказываться от страховой медицины
По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, результаты исследования показали – популистские заявления о ненужности страховых компаний и о необходимости возвращения к старой системе здравоохранения не поддерживается ни населением, ни экспертами.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика