Независимое издание от Кремля

Запуск аэроэкспресса до Петербурга обойдется в 25 миллиардов рублей

30.07.2018

Администрация Северной столицы соединит аэропорт «Пулково» с Витебским вокзалом. Исполнитель заказа определится по результатам тендера.
О том, чтобы подобно Москве, завести свой аэроэкспресс, власти Санкт-Петербурга говорили последние 6 лет. Согласно конкурсной документации, обойдется этот проект в 25 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов инвестор должен вложить сам, а остальное добавит город.

Как пишут "Ведомости", победителем объявят того, кто будет претендовать на минимальную сумму городских вложений. Окупить инвестиции позволит плата пассажиров за проезд.

Проблема транспортной доступности аэропорта Санкт-Петербурга стоит давно и остро, замечает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Пулково» – четвертый в России по пассажиропотоку аэропорт, но до сих пор стабильного сообщения с городом он не имеет, и авиапассажиры вынуждены добираться до него рейсовыми автобусами, такси либо личным автотранспортом, рискуя опоздать на рейс из-за пробок.

В трех крупнейших аэропортах Московского авиаузла проблема решена: «Аэроэкспресс» связывает электричками «Шереметьево» и Белорусский вокзал, «Домодедово» и Павелецкий вокзал, «Внуково» и Киевский вокзал. Интервал движения поездов в «Домодедово» и «Шереметьево» – раз в полчаса, во «Внуково» – раз в полчаса или в час. Странно, что такого проекта в Петербурге до сих пор нет, удивляется аналитик InfraOne Александра Галактионова. По ее представлению, обсуждение проекта железной дороги до аэропорта началось чуть ли не 10 лет назад, а более или менее предметно – с 2012 г. За это время много раз менялась конфигурация проекта: и инвестиции (сначала это было 23–25 млрд руб., весной этого года – 18,8 млрд), и вокзал (сперва речь шла о Балтийском).

Препятствовали проекту проблемы в экономике, затем помехой служили важные выборные кампании. Теперь поводов откладывать проект уже не осталось, считает Галактионова.

В мае администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение о намерениях с «Аэроэкспрессом». «Аэроэкспресс» тогда обещал предоставить удобный и надежный трансфер от аэропорта до центра города и указывал, что пассажиропоток «Пулково» в 2017 г. вырос на 21,6%.

Трафик «Аэроэкспресса» зависим от спроса на авиаперевозки, писали аналитики InfraOne. Пассажирами самого «Аэроэкспресса» в 2017 г. стали 11,7 млн человек. Выручка компании по итогам 2017 г. составила 6,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA – 39% (РСБУ).

По данным конкурсной документации, инвестору предстоит построить станцию и здание вокзала в аэропорту «Пулково» не менее чем за 800 млн руб. Точная протяженность железнодорожной линии будет известна после окончательного утверждения проектной документации, сообщил представитель «Аэроэкспресса».

Деньги инвестора пойдут не только на железнодорожные пути в той части маршрута, где рельсов нет, но и, возможно, на поддержание старых в рабочем состоянии – какая часть ныне эксплуатируемого полотна безусловно пригодна для движения электричек до аэропорта, будет понятно опять-таки только после утверждения проектной документации. Представитель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга указал, что проект предполагает строительство 8 км новых железнодорожных путей и использование 16 км существующих.

Созданному для участия в конкурсе консорциуму уже после победы предстоит разработать финансовую и операционную модель, определить бюджет, выбрать поставщика, тип и количество вагонов, график поставки, перечислил представитель «Аэроэкспресса». По данным конкурсной документации, в направлении «Пулково» и обратно необходимо будет запустить не менее 39 пар поездов в день.

Концессионер или оператор услуг должен будет также подписать договор об использовании инфраструктуры с РЖД. Это обязательное условие заключения контракта. «Аэроэкспресс» ведет много совместных проектов с Газпромбанком. Не исключено, что они объединятся и здесь, полагает консультант. Сама компания и банк пока воздерживаются от комментариев.

Несмотря на соглашение о намерениях с администрацией Санкт-Петербурга, «Аэроэкспресс» – не более чем один из претендентов на строительство железнодорожной линии до аэропорта. Последние конкурсы на строительство инфраструктуры, организованные администрацией Санкт-Петербурга, были высококонкурентными. Например, на конкурс на строительство трамвайной линии до Петергофа было подано сразу пять заявок от компаний, связанных со структурами «ВТБ капитала», Газпромбанка, управляющей компании «Лидер», группы ВИС, а также итальянской Astaldi и их партнерами.

И ВТБ, и группа ВИС действительно заинтересовались конкурсом на устройство железнодорожного сообщения с «Пулково», сообщили «Ведомостям» их представители. Группа ВИС строит мост через р. Обь в Новосибирске, а также автомобильный обход Хабаровска, банк ВТБ совместно с Газпромбанком выступал участником компании, строившей автодорогу Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге; помимо этого структуры ВТБ участвуют в строительстве платной автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург. «Проект нам потенциально интересен, поскольку мы являемся акционером аэропорта «Пулково», – напомнил представитель ВТБ и заметил, что о параметрах участия в конкурсе до изучения конкурсной документации говорить преждевременно. В кипрской компании, которая на 100% владеет концессионером «Пулково», «ВТБ капиталу» принадлежит самая большая доля (25,01%), остальные владельцы долей – немецкая Fraport, РФПИ с партнерскими фондами, суверенный фонд Катара QIA. С представителем УК «Лидер» связаться не удалось, представитель Газпромбанка подтвердил интерес к этому проекту.

Кто бы ни выиграл тендер, недостатка в пассажирах при разумной цене на билеты у него не будет, полагает Качкин. Постоянное железнодорожное сообщение с городом сегодня имеет любой современный аэропорт, а его отсутствие выглядит анахронизмом. В Москве "Аэроэкспресс" продает пассажирам билеты за 500 рублей при посадке и за 420 рублей при заблаговременной покупке через интернет. Бизнес-класс обходится в 1000 рублей. А в условиях Петербурга альтернативой экспрессу может быть только продление до аэропорта городского метрополитена. Но под такой проект едва ли удастся привлечь инвесторов, уверен Качкин.

Related articles:



23.02.2019: ООН готова оказать продовольственную помощь Северной Корее
Северная Корея обратилась к ООН за гуманитарной помощью в условиях нехватки продовольствия. Пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил накануне, что в текущем году КНДР испытывает нехватку 1,4 миллиона тонн продовольствия. ООН продолжает поддерживать контакты с Пхеньяном, чтобы «своевременно реагировать на гуманитарные потребности», - сказал Дюжаррик.
23.02.2019: Минсельхоз США выделил фермерам $7,7 млрд на противодействие последствиям торговой войны
Минсельхоз США выделило фермерам в общей сложности $7,7 млрд. в целях противодействия негативным последствиям ответных тарифов, вызванных торговой войной президента Д. Трампа, которая привела к снижению цен и снижению прибыли, пишет агентство Рейтер.
23.02.2019: Сербия готова экспортировать пшеницу в Египет
Правительство Египта, крупнейшего в мире импортера пшеницы, объявило на этой неделе тендер на закупку 60 000 тонн пшеницы, и Сербия впервые появилась среди стран, которые имеют право подать заявку на тендер.
23.02.2019: МОМ: 8629 мигрантов добрались до Европы с начала года, 221 погиб
Международная организация по миграции (МОМ) информирует, что 8 629 мигрантов добрались до европейских берегов до 20 февраля, 221 мигрант, пытавшиеся добраться по маршрутам в Средиземноморье, погибли.
23.02.2019: Более 40 грузовиков с мирными жителями покинули последний бастион ИГИЛ
Перед, возможно, решительным наступлением на последний оплот Исламского Государства* (ИГИЛ) в восточной части Сирии, накануне из населенного пункта Багуз было вывезено множество людей.
22.02.2019: Ведущие представители молдавской оппозиции заявили, что их отравили перед выборами
По сообщению агентства «Рейтер», двое лидеров оппозиции обвинили власти Молдовы в том, что они отравили их за несколько дней до парламентских выборов в стране.
22.02.2019: В Греции из-за запланированных мер экономии демонстранты ворвались в здание Минфина
Часть сотрудников POE-OTA, недовольных объявленными мерами жесткой экономии и условиями труда для определенной категории работников, ворвались накануне в министерство финансов Греции.
22.02.2019: Правительство Орбана приняло 300 беженцев из Венесуэлы
Венгерское правое популистское правительство премьер-министра Виктора Орбана приняло 300 беженцев из Венесуэлы. Об этом сообщает интернет-портал Index.hu.
22.02.2019: Тысячи протестующих в Каталонии выступили против суда над своими лидерами
Тысячи людей вышли на улицы в этот четверг в Каталонии, чтобы выразить протест против судебного процесса над лидерами испанского региона, попытавшимся добиться независимости региона в 2017 году.
22.02.2019: Иран проведет военно-морские учения в Персидском заливе
ВМС Ирана планируют проведение трехдневных военных маневров с ракетными испытаниями в Персидском заливе. По словам командующего иранских ВМС Хосейна Ханзади, маневры, которые пройдут от Ормузского пролива до Оманского залива, пройдут в пятницу.


© The KremlNews - Научно-политические издание
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67806
  Яндекс.Метрика